Культ знания

Голова человека приводит к ассоциациям , что такое культ знания, к чему это ведёт Общее
Как преклонение перед «знаниями» мешает находить истину в полемике? Вопросы жизни и смерти показывают, к чему приводит культ знания.

Идеализация

Все в своей жизни сталкивались с необходимостью подтверждать свои знания на экзаменах, при тестировании, аттестации и т.д. Подобный культ знания объясняется необходимостью наличия стандартизированного багажа информации в голове при осуществлении конкретной деятельности.

Но подобный культ знания играет весьма негативную роль в определенных, но важных моментах. Казалось бы, что этого не может быть, потому что лишних знаний не бывает. Это верно. Но проблема заключается в другом.

Какие знания требуются для той или иной деятельности? Что важнее: знания или конечный результат? То есть проблема в адекватном или неадекватном определении тех знаний, той информации, которая необходима для конкретной деятельности.

Например, многие слышали байки про выпускников ВУЗов, впервые пришедших на работу и огорошенных своим начальником. Который сходу им заявляет, чтобы выпускник забыл всё, чему его учили. И это не анекдот, а суровая реальность.

Это просто пример того, как официально принятая информация может в реальности не отвечать всем требованиям этой реальности. И даже противоречить ей. Но, на самом деле, культ знания приводит к более деструктивной проблеме – нарушению логики мышления. Что усугубляется ещё и кризисом логического мышления. Об этом читайте в статье «Истинная наука»

Человек, с детства привыкший к почитанию эрудированности, наличию детализированной информации о чём-либо, сталкивается в жизни с реальными задачами. Которые не ограничиваются рамками только физики, биологии или химии. Потому что это мы делим мир на физику, биологию и химию.

В реальности же задачи и проблемы многокомпонентны и выходят за рамки отдельных дисциплин. Другими словами, культ знания алогичен, если зацикливается только на этом. Больше всего это проявляется в среде ученых, и при этом упускается важность конечного результата. Что будет актуальным лишь для разума.

Культ знания у теоретиков

Поэтому ученые могут иметь множество регалий, ученые степени и т.д., но конечным результатом всего этого часто бывает лишь более высококвалифицированная деятельность (и это не факт), экспертные мнения без научных прорывов и открытий. Об отличиях разума, ума и хитрости читайте в статье «Разум и зло».     

Примером деструктивности идеализации количества информации в голове будет разница между теоретиком и практиком. Теоретик будет много знать, но мало уметь. А вот практик будет много уметь на основе тех знаний, которые, действительно, ему нужны. Получается, много информации в голове теоретика является бесполезным грузом.

Чтобы лучше это понять, представьте мастера, изготавливающего табуретки. Он может не знать формулу целлюлозы и её строение. В его голове будет полный ноль информации о том, какой такой гликозидной связью обеспечивается соединение её фрагментов. И что этими фрагментами является глюкоза.

Но он будет изготавливать прекрасные деревянные табуретки. Без всякой лишней информации. А вот отдельные люди могут усомниться в его компетенциях, потому что мастер не знает формулы материала, с которым ежедневно работает. И эти отдельные люди не упустят возможности указать мастеру на этот факт его «некомпетентности», «безграмотности» и т.д.

Это очень простой пример, поэтому невежество теоретиков здесь видно невооруженным глазом. Но факт зацикленности теоретиков на сведениях в голове встречается в жизни намного чаще. И используется ими в качестве рычага для давления, дискредитации, шельмования людей. Которые не угодили им по самым разным причинам.

Жизнь и смерть

Некоторые «умники» спрашивают врачей, знают ли они, сколько точно костей у человека. Не получив ответа, «умники» злорадно объявляют своих жертв «некомпетентными». А врачи с досадой идут дальше заниматься своим делом – лечить людей.

В этой истории всё встаёт на свои места, если «умнику» торжественно вручить в руки скальпель, поставить перед умирающим пациентом в операционной и злорадно объявить выскочку «компетентным» в медицине. Потому что он знает точное количество костей в организме человека.

Наиболее ярко свою алогичность культ знания демонстрирует в случаях, связанных с вопросами жизни и смерти. То есть тогда, когда важность конечного результата стоит на первом месте. Например, если при необходимости быстрого спасения думать не о спасении, а о сертификации и полномочиях на это спасение.

Вы думаете, это всё выдумки, а я занимаюсь каким-то словоблудием? В статье «Проблемы доказательной медицины» расписываются эти моменты, лежащие в основе антинаучности таких подходов. Так называемая доказательная медицина запрещает раздавать или раздает направо и налево своеобразные сертификаты и полномочия на спасение.

Когда объявляет, что тот или иной препарат доказал или не доказал свою эффективность для спасения жизни при неизлечимом заболевании. Вдумайтесь: при неизлечимом! Когда эффективных препаратов нет по определению.

В общем, понятно, если только заблуждающиеся будут умирать, не дождавшись помощи. Потому что требовали сертификат и полномочия на своё спасение. Но, к сожалению, воинствующее невежество навязывает свои правила для всех. И умирают не только те, кто судьбой к этому предрасположен. Но и совершенно посторонние люди. 

Культ знания в полемике

Культ знания в негативном смысле даёт о себе знать и в полемике, дискуссиях. Как в примере с костями человека. То есть при алогичном подходе «умник» в полемике зацикливается на каких-то деталях, которые не имеют прямого отношения к предмету полемики.

Но вследствие своих заблуждений этот «умник» торжественно объявляет оппонента некомпетентным. Потому что тот что-то не так сказал или о чем-то не так выразился, как это написано в учебнике.

Схематично такие заблуждения можно выразить простым примером. Например, один человек заявил, что та зелёная расческа, которая лежит на столе, изначально изготовлена для расчёсывания волос. Его собеседник злорадно заметил, что расческа не зелёная, а сине-зелёная.

Поэтому он «глубоко разочарован» в знаниях оппонента, а его логические рассуждения о предназначении расчески у него начинают «вызывать сомнения». Если обобщить, у таких людей ошибки в деталях сведений страшнее ошибки в логике.

Здесь проблема в кризисе логического мышления. Когда культ знания подменяет всё остальное, в том числе и самое главное, на чём стоит наш мир – логику. Как это проявляется в жизни, вы можете увидеть в комментариях к статье «Сила в правде».

Если вам понравилась статья, нажмите 1 раз на 5-ю звездочку, с помощью значков соцсетей поделитесь с друзьями, а в комментариях напишите свои соображения.

Нажмите в шапке сайта на значок Telegram и подпишитесь на канал «Анатомия мышления», чтобы всегда быть в курсе при появлении новых статей на этом сайте.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Анатомия мышления
Добавить комментарий