Высшее образование должно быть бесплатным

Студентка в отчаянии, у нее не хватает денег на обучение. Потому что есть страны, где не считают, что высшее образование должно быть бесплатным Предложения
Почему «британские ученые» стали мемом? Потому что в Британии высшее образование только платное. Высшее образование должно быть бесплатным.

Когда рыночная экономика входила на постсоветское пространство, некоторые публичные люди, чаще коммерсанты, поднимали вопрос о важности платного высшего образования. Хотя многие здравомыслящие люди понимали, что высшее образование должно быть бесплатным.

В то время всё с Запада воспринималось как нечто априори прогрессивное. Соответственно вставала проблема какого-то обоснования внедряемых изменений. Высшее образование не осталось в стороне. Я объясню, почему.

Со стороны государства велик был соблазн перевести всё на деньги, чтобы сбросить с себя обязательства и освободить бюджет. То есть теперь все деньги, которые тратились на высшее образование в советское время, расходуются на что-то другое. Насколько эффективно – это уже другой вопрос.

Со стороны коммерсантов, сделавших деньги на продаже шмоток и прочего, тоже всё очень просто. Ведь они после «рванувшего в небо» капитала заимели возможность получать за деньги всё, что хотят. Но вот мозги за деньги себе не купишь. И толпы «нищебродов» с дипломами о высшем образовании вызывали у новых «хозяев» жизни раздражение, а иногда и презрение.

Поменяться местами

Чтобы понять других людей, нужно поставить себя на их место. Представьте, что вокруг нищета, люди носятся вокруг в поисках адекватной и оплачиваемой работы. С высшим образованием, с хорошим опытом и навыками для каких-либо специфических видов деятельности.

Но вам, держащим 5 контейнеров на рынке и 7 магазинов в городе, их знания совершенно непонятны, да и не нужны. Вам нужны продавцы, грузчики, водители, охранники и т.д. Вы купаетесь в роскоши, когда ваш сосед, бывший инженер, со своей семьей перебивается случайными заработками.

Своим деткам вы хотите дать «хорошее» образование, как в кино. И вы, в лучшем случае, посылаете их учиться в дальнее зарубежье. За деньги. Однажды, наблюдая всю парадоксальную картину, к вам приходит «гениальная» мысль, что вы самый умный на свете. Самый талантливый, упорный, способный. Но главное – это самый умный.

«Если ты так умён, то почему так беден?» – этот популярный с издёвкой вопрос становится вашим козырем, вашей мантрой. Ваши мозги полностью перестраиваются в соответствии с окружающим бытием.      

Между тем, объективная реальность совершенно не соответствует сложившимся представлениям некоторых бизнесменов. Все знают, что есть много гениальных людей, умерших в нищете. И язык не поворачивается назвать их глупыми. Ум, на самом деле, не имеет никакого отношения к величине дохода.

Предпринимательство вначале – это больше риск, удача, чем скрупулёзный расчет. В худшем случае, большие доходы имеют просто криминальное происхождение. Там, где умный будет рассуждать и пытаться что-то тщательно спланировать, глупый просто бросится вперед с головой. И в 95% случаев по средней статистике он разобьет себе голову. А вот 5% станут «успешными и умными бизнесменами». 

Таким образом, закроем это распространенное заблуждение, что высокий доход зависит от ума. Он зависит больше от особенностей характера, упорства, авантюризма и т.д. И вот возомнивший себя очень умным бизнесмен пытается подстроить окружающую реальность под свои представления.

Он предлагает высшее образование сделать платным! Чтобы умные «нищеброды» оставались там, где, как он считает, их место. Не в числе высококвалифицированных специалистов, а лучше всего на дне. Не зря же в 90-е годы прошлого столетия это было особым шиком – какого-нибудь доктора наук загрузить работой уборщиком, грузчиком и т.д.

И в соответствии со своим уровнем развития новоявленный «хозяин» жизни пытается это как-то обосновать. Давайте рассмотрим эти аргументы, какими бы бестолковыми они не казались. Людям нужно объяснять правду. 

Оплата не мотивирует, поэтому высшее образование должно быть бесплатным

Самый популярный аргумент, который я слышал, это что платное высшее образование якобы делает его более качественным. Потому что у студентов тогда тоже якобы будет больше мотивации учиться лучше. Люди, мыслящие только дензнаками, совершают здесь логическую ошибку в мышлении.

Единственная эффективная мотивация в обучении – это интерес к обучению. Который деньгами не завалишь. Интерес этот формируется в течение всей предыдущей жизни молодого человека и определяет его наклонности, способности и возможности. Что напрочь игнорируется при платном высшем образовании. О мотивации в обучении читайте еще в статье «Куда отдать ребёнка учиться».  

Совершается своеобразная подмена понятий. Когда возможности и способности учиться подменяются возможностью и способностью платить за это обучение. А это совершенно разные вещи. Поэтому если будет возможность оплаты обучения, но не будет способностей к обучению, то специалист получится, в лучшем случае, никудышный.

И эти способности на пустом месте только от желания не появляются. Высшее образование должно быть бесплатным. Потому что именно эта бесплатность обеспечивает реальную свободу выбора профессии. И соответственно наибольшее сочетание интереса студента к учебе и его успешности в будущей профессии.

При необходимости оплаты обучения молодой человек может, вообще, не задумываться об этом. Потому что деньги платят его родители. Которые ему просто укажут, куда есть деньги поступать учиться, а куда их просто не хватит.

И парень или девушка, мечтавшие, например, о работе врачом, пойдут учиться на математика. А страна потеряет, возможно, потенциального Склифосовского. И не приобретет Эйнштейна. То есть высшее образование должно быть бесплатным, потому что лишь при таком условии обеспечивается истинное качество кадров. Вопреки «аргументам» в защиту платности обучения.  

Распределение лауреатов Нобелевской премии по странам,  наглядное показывающее, что высшее образование должно быть бесплатным
Данные для диаграммы взяты из открытых источников

На этом рисунке вы можете наглядно убедиться, сколько в СССР при бесплатном высшем образовании было лауреатов Нобелевской премии – одной из высших форм признания научных достижений. И это в годы холодной войны, когда показатели СССР искусственно занижались, а США, наоборот, завышались!

Если сделать платным каждый вдох человека, от этого его жизнь качественней не станет, а вот в кошмар превратится запросто. Также и с учебой. Необходимость оплаты фундаментальных потребностей по прихоти алогичных людей превратила в кошмар жизни тысяч простых семей. Вынужденных либо влезать в кабальные кредиты, либо ограничиваться тем, на что хватает денег.

Наша цель – это качество, а не копирование

Другой аргумент, защищающий платное высшее образование, связан просто с детскими сравнениями. Что социализм кончился, наступил капитализм. Значит, нужно забыть, что высшее образование должно быть бесплатным. Что при капитализме нужно за всё платить.

Во-первых, капитализм бывает совершенно разным. В том числе и социально ориентированным. И при капитализме есть бесплатное высшее образование. Например, во Франции, в Австрии, Германии, Саудовской Аравии или в странах Латинской Америки. Таким образом, заявление, что при капитализме нужно за всё платить, является или лживым, или просто ошибочным.

Во-вторых, лишь только примитивные люди копирование чего-либо выдвигают в качестве аргумента. Мы же рассматриваем вопрос не строгого соблюдения каких-либо деталей, какие есть при капитализме. А рассматриваем вопрос достоинств и недостатков платного и бесплатного высшего образования.

Таким образом, данный аргумент, что при капитализме нужно за всё платить, также не выдерживает никакой критики. Другие аргументы в пользу платного высшего образования напишите в комментариях к данной статье.  

Высшее образование должно быть бесплатным, так как это выгодно государству

Счастливые подростки еще не знают, что их будущая профессия будет зависеть не от их способностей, а от денег в кармане родителей. Поэтому высшее образование должно быть бесплатным.
Беззаботное детство скоро кончится

Высшее образование должно быть бесплатным, потому что лишь при таком условии можно получить высококвалифицированные кадры, способные обеспечить рывок государства и народа. Во всём: в экономике, науке, технологиях и т.д. Как это произошло в СССР. 

И доступное высшее образование для успеха государства и народа является важным, но не единственным условием для такой амбициозной задачи. Необходима реформа школьного образования, о чем читайте в статье «Куда отдать ребенка учиться» (ссылка выше). Необходима реформа в кадровой политике, что вытекает из статьи «Величайшее в мире зло». Необходимо принять правильную национальную идею, что рассмотрено в статье «Национальная идея».  

Любой оглушительный успех на пустом месте не появляется. Это не какая-то данность, а многокомпонентное следствие последовательного и осознанного движения к цели. Проблемы сами не рассасываются. Их решают разумные люди с полномочиями. Нужно только соединить всё вместе: осознание, план действий, разум и полномочия.    

Если вам понравилась статья, нажмите на 5-ю звездочку, с помощью значков соцсетей поделитесь с друзьями, а в комментариях напишите свои соображения.

Нажмите в шапке сайта на значок Telegram и подпишитесь на канал «Анатомия мышления», чтобы всегда быть в курсе при появлении новых статей на этом сайте.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Анатомия мышления
Добавить комментарий