Музыкальное искусство

Музыкальное искусство сегодня Общее
Музыкальное искусство от "Анатомии мышления". Об этом не говорят и не пишут, но это есть и вредит здоровью человека, потому что он не знает.

Ошибки мышления в этой теме

Музыкальное искусство относится к культуре, а в этой сфере заблуждения просто обязаны быть. Потому что заблуждения относятся к мышлению, логике, а в искусстве большое значение имеет эмоциональная составляющая. 

Мы оцениваем музыку не мозгами, а тем, как отзывается на нее наше сердце, как поет в ответ наша душа. И при отсутствии логической составляющей этот эмоциональный ответ, даже если он иррациональный, часто корректируется еще стереотипными установками, господствующими на данный момент времени.

В СССР всё было подчинено идеологии, поэтому после революции в 1917 году классическая музыка, которую сейчас боготворят, некоторое время подвергалась критике, которая разделяла музыку на полезную «пролетарскую» и вредную «мелкобуржуазную» и т.д.

В СССР джаз впервые заявил о себе в 1922 году, когда в Государственном институте театрального искусства прошло первое выступление созданного в Москве джаз-ансамбля. Но власти также неоднозначно относились к данному жанру, как и к рок-н-роллу, року и другим направлениям современной музыки.

Тотального запрета не было, но была критика с осуждением пропаганды «западных ценностей», а эта критика в то время играла роль негласного запрета. В настоящее время давления со стороны властей на музыку, как раньше, нет. Но остались стереотипы, как и целое племя «моралистов», что-то осуждающих, а что-то превозносящих.

Поэтому никого до сих пор не удивляет, что находятся те, кто считает «настоящей музыкой» лишь только классическую, а всё остальное – «какофонией» для подростков. При этом, получается, игнорируются все последующие достижения в музыкальном искусстве, которые произошли в ХХ столетии. По такой «логике», нужно восхищаться наскальными рисунками и осуждать использование новых красок, приспособлений, компьютеров и программ.   

Рок-группа на сцене

Музыкальное искусство и здоровье

Звук сам по себе является колебаниями волн в воздухе, которые улавливаются нашими ушами органом слуха. Если эти звуки имеют какой-либо ритм и гармонию, то человек воспринимает это как музыку.

Интересно то, что животные тоже слышат музыку. И у животных также есть любимые и нелюбимые мелодии, что стали использовать, например, фермеры для увеличения надоев коров. А в Африке, где часты случаи дебоширства пьяных слонов, объевшихся перебродивших плодов, жители селений используют громкую рок-музыку для отпугивания неуправляемых животных.

Вкусовые предпочтения людей обусловлены множеством невидимых факторов: индивидуальное развитие, образование, способность мозга находить связи между различными элементами, собственная скорость метаболизма и т.д.

Чем гибче мышление, тем в большей степени мозг может различать и находить что-то общее, какую-то гармонию в наборе звуков. Поэтому можно слышать, что кто-то «понимает» или «не понимает» какую-либо музыку или ее направление. Другими словами, если Вы встретите человека, которому интересны любые направления музыкального искусства, значит, Вы встретили очень развитую личность.

Эта особенность объясняет, почему животным нравятся какие-то лишь определенные мелодии. Например, спокойная и красивая музыка Бетховена, Баха, Шумана и Моцарта очень «понятна» коровам. Более сложные мелодии требуют большей развитости мозга и при отсутствии этой развитости будут восприниматься как резкие, неприятные, непонятные звуки или шум. Что и демонстрируют животные, которые «не любят» особо современные направления музыки: падают надои молока, куры перестают нестись, слоны убегают и т.д.

То есть можно сделать интересный вывод. Нет общей для всех полезной и вредной музыки. Для животных она среднестатистически есть, а для человека не всегда. Потому что всё индивидуально. Любая музыка, если она находит положительный эмоциональный отклик в душе человека, будет полезной. Потому что эта полезность для здоровья и определяется положительными эмоциями, а не какими-то другими метафизическими причинами. Всё намного проще, понятно и логично.

Человеку с большой скоростью метаболизма, привыкшему к быстрой ходьбе, резким движениям и т.д., очень «понятна» будет современная музыка в стиле «транс» или просто электронная музыка. При этом такой человек вряд ли будет «фанатеть» от колыбельных и т.д. Теоретически, он сможет «фанатеть» и от колыбельных, если у него необычайно развитый мозг. 😊))

Если же человек привык в жизни величаво и торжественно плыть, как корабль, то и музыка с быстрыми ритмами не будет попадать в ритм его организма. Такие мелодии для него не будут особо любимы, поэтому пользы для здоровья они не принесут. Если же такая музыка будет даже неприятна, то она будет вредна для здоровья.

Следует учитывать, что есть не только вкусовые предпочтения, но и предпочтения вследствие моды. Польза для здоровья определяется именно вкусовыми предпочтениями, а не модой. Например, от некоторых людей иногда можно слышать осуждения прослушивания несовременной музыки, например, 60-х годов прошлого столетия. «Как можно слушать такое «старье»?!» – восклицают они. 

Музыка, которая «нравится» человеку лишь по причине, что ее вчера «крутили» в ночном клубе или потому что ее слушают друзья, не является вкусовым предпочтением. Потому что завтра, когда будет играть другая группа или петь другой исполнитель, «нравившаяся» до этого музыка благополучно забудется и перейдет в разряд «старья». Настоящее музыкальное искусство вечно.  

Эволюция музыки

Когда немецкие ученые обнаружили, что шимпанзе в одном из заповедников Африки кидают камни в корни деревьев лишь ради получения звука, они очень удивились. Группа антропологов во главе с Эмми Калан выяснила, что обезьяны специально собираются группой возле определенных деревьев с досковидными корнями и потом молча наблюдают, как другие обезьяны с криками кидают в эти корни камни, получая от ударов низкие и продолжительные звуки. При этом такие звуки от других деревьев получить невозможно.

Статья об этом опубликована в Biology Letters: https://royalsocietypublishing.org/doi/10.1098/rsbl.2019.0747

Исследователи так и не нашли объяснения этому явлению, лишь предположив, что таким образом шимпанзе добиваются какой-то коммуникации. На самом деле, всё гораздо проще и интереснее. Немецкие антропологи столкнулись с проявлениями своеобразного музыкального искусства у обезьян. 

Человек также впервые пришел к музыке через удары и ритм. Эволюционная биология и логика предполагают именно такое развитие музыки, как самое простое. Потому что легче получить звук от ударов, а вместе с этим и чувство ритма, чем получать звук от какого-нибудь струнного инструмента, который надо еще и изготовить.

Таким образом, первыми музыкальными инструментами у первобытного человека были особые деревья, при ударе о которые получались интересные звуки. Затем с появлением барабанных палочек человек смог отточить свое чувство ритма до совершенства. И когда появились барабаны, музыкальное искусство начало приобретать привычные для современного человека формы.

Сегодня мы восхищаемся удивительному чувству ритма у жителей Африки, которые поражают нас игрой на барабанах. Эту любовь к ритму мы пронесли через миллионы лет, поэтому ритмичная музыка и сочные звуки барабанов будут всегда популярны в любых направлениях музыки.

Традиционный барабан

После барабанов человек пришел к духовым и струнным инструментам. Духовые инструменты начались со свистулек из трубчатых стеблей растений, которые использовались для коммуникации охотников и управления домашними животными. Потом появились дудочки и более сложные музыкальные инструменты. Наиболее сложный духовой инструмент – это орган.  

Струнные инструменты начались с того, что первобытный человек когда-то обнаружил, что натянутые конский волос или жилы издают звук.

Казахские струнные инструменты

Потом человек смастерил какой-нибудь простейший инструмент наподобие гуслей или домбры. В дальнейшей эволюции струнных инструментов они все более усложнялись. Вершиной эволюции струнных инструментов по сложности можно считать рояль.

Ударные, струнные и духовые инструменты обеспечивали музыкальное искусство человечества всю его известную тысячелетнюю историю. Пока не настал ХХ век. Открыв и освоив электричество, люди пришли к электрозвуку, компьютерам и, вообще, к совершенно новому музыкальному оборудованию.

Сегодня у музыкантов просто гигантские возможности создавать уникальные композиции и радовать слух простого человека. Современные концерты превращаются в целые шоу, услаждающие человека не только в звуковом, но и в зрительном восприятии. И мы должны только радоваться этому, а не ограничивать себя в своем соприкосновении с творчеством человеческой цивилизации под названием музыкальное искусство.

Если Вам понравилась статья, нажмите на 5-ю звездочку, с помощью значков соцсетей поделитесь с друзьями, а в комментариях напишите свои соображения.

Нажмите в шапке сайта на значок Telegram и подпишитесь на канал «Анатомия мышления», чтобы всегда быть в курсе при появлении новых статей на этом сайте.

P. S. Посмотрите видео виртуозной игры барабанщицы, которое можно смотреть вечно:     

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Анатомия мышления
Добавить комментарий