Проблемы медиации

Медиатор решил основные проблемы медиации, убедив две стороны пойти на переговоры Общее
Почему медиация и психотерапия не имеют хороших перспектив в качестве частного бизнеса? Чем обусловлены проблемы медиации?

Что такое медиация

Медиация – это, если обрисовать кратко и просто, официальное и внесудебное урегулирование конфликтов, споров. Соответственно медиатор – это человек с необходимой подготовкой и правом проводить медиацию. На первый взгляд, всё это прекрасно, но проблемы медиации также имеют место быть.

Представьте, что любой конфликт, решаемый традиционно через суд, будет всегда решаться в рамках закона. Но насколько судебное решение удовлетворит обе стороны, сколько нужно ждать этого решения, сколько нужно будет потратить денег на адвокатов и т.д. – это другой, сложный вопрос.

Медиатор, ставящий свою подпись под медиативным соглашением, тем самым делает это соглашение имеющим юридическую силу судебного решения. И это медиативное урегулирование может произойти в течение одного дня и даже часа. Без судебных заседаний, пошлин, слез, адвокатов и т.д.

Например, человеку грозит колония на несколько лет за воровство или мошенничество. И если всё сделать через суд без медиации, этот человек уйдёт из вольной жизни на несколько лет. Один потерпевший при этом, возможно, морально удовлетворится.

Но другому важно будет не это. А возмещение ущерба или, другими словами, на языке медиации урегулирование конфликта. И это возмещение часто бывает фактически невозможным, так как в колониях много не зарабатывают.

Медиация в этом случае может спасти ситуацию. Потому что в случае добровольного медиативного соглашения одна сторона обязуется выплатить ущерб другой стороне в обговоренные сроки со всеми вытекающими последствиями и освобождением от уголовной ответственности.

Возмещение ущерба может быть в виде недвижимости, ежемесячных фиксированных платежей, услуг и чего угодно. В случае неисполнения обязательств активируются судебные исполнители, блокировка банковских карт, арест имущества и всё остальное, что эффективно заставляет должника что-то делать, а не «греться на солнышке».

То есть медиация является очень эффективной и полезной альтернативой для урегулирования любых споров и конфликтов. Вплоть до переписывания имущества, минуя нотариуса. Но проблемы медиации не в этом, а в логических аспектах данной деятельности.

Логические проблемы медиации

Всё дело в том, что любая услуга, любая деятельность подразумевает минимум 2 стороны: заказчика и исполнителя. Например, вам, как заказчику, нужно покрасить дом, вы нанимаете маляра, исполнителя, и он красит вам дом. За что вы платите ему деньги.

Это очень утрированный пример. Но уже в этом примере есть нюансы, не делающие маляра необычайно востребованным специалистом. Многие решат сами покрасить дом. Другие, вообще, будут считать, что им не нужно красить дом.

Чем сложнее деятельность или сферы этой деятельности, тем больше таких нюансов. И это очень сильно влияет на успешность бизнеса. Многие предприниматели, столкнувшись с такими проблемами, решают заняться продажей самого необходимого: хлеба, картошки и прочего.

Другие фокусируются на дорогих товарах, полагая, что получат больше прибыли от платежеспособных клиентов. Третьи делают упор на ассортимент или ещё на что-то другое. При этом, если всё обобщить, везде встаёт проблема убеждения клиента, что ему нужны именно этот товар или услуга. 

Проблемы медиации в этом и заключаются – в убеждении, что людям нужна медиация. И если обычно исполнитель убеждает только одну сторону, то в медиации медиатор сталкивается с проблемой убеждения 2-х сторон. То есть проблемы медиации заключаются в увеличенной вдвое сложности убеждения клиентов в необходимости воспользоваться услугой.

Триггеры осознания потребности

Человек может годами болеть и прийти к врачу уже на терминальной стадии, потому что боль заставит его не сидеть «сложа руки», а что-то делать. В наиболее выигрышном положении в этом понимании находятся стоматологи. Зубную боль мало кто может игнорировать.

Автовладельцы могут не обращаться в автосервис годами, а потом встать из-за сломанной машины где-нибудь в поле далеко за городом. И после этого они также не «осчастливят» автослесаря, а сделают минимальный ремонт. Чтобы машина дымила, стучала, скрипела, но ехала.

Проблемы медиации заключаются в том, что многие люди даже не понимают, зачем им нужна медиация. Любая услуга, будь то продажа или какая-либо деятельность, осуществляется, если человек осознал потребность в этой услуге. Или осознал какую-либо проблему. 

И если с болезнью или автомобилем эта потребность осознается, в конце концов, через боль или заглохнувшую машину, то проблемы медиации усугубляются отсутствием таких триггеров осознания потребности.

Очень ярко это наблюдается в психотерапии. Именно поэтому психотерапия не продемонстрировала одноимённый бум в бизнесе. Как некогда это сделали аптеки, кофейни или строительство.

Проблемы медиации усложняют её перспективы

Чтобы человек обратился к психотерапевту, этот человек должен осознать, что у него есть проблема, которую решает психотерапевт. Представьте человека с заблуждениями, с алогичным мышлением и с кучей проблем из-за этого в своей жизни.

Но он будет думать, что эти проблемы из-за «дяди Васи», олигархов, государства, велосипедистов и других, но только не из-за него самого. То есть он не будет осознавать внутреннюю проблему его самого, которую можно решить, обратившись к психотерапевту. Из-за таких особенностей психотерапии она, как частный бизнес, не имеет больших перспектив.

Аналогично проблемы медиации приводят к тому, что этот альтернативный способ внесудебного урегулирования конфликтов, как психотерапия и даже вдвойне больше, не имеет хороших перспектив в качестве частного бизнеса. Люди не понимают, зачем им медиатор, если они могут обратиться к адвокату, нотариусу, юристу или просто в суд.

Поэтому они будут, как и раньше, плакать на судебных заседаниях или при жестких условиях судебных исполнителей, садиться в тюрьму, оставаться без возмещения ущерба, тратить огромные суммы на адвокатов, юристов, нотариусов. Потому что так принято и так привычно.

А для осознания новых возможностей всегда требуются усилия для преодоления инерции мышления. И эту инерцию помогает преодолеть государственная поддержка. Лишь при мощном внедрении медиации на государственном уровне она будет оставаться на плаву.

Когда обе стороны государство обязует попытаться пройти альтернативный способ урегулирования конфликтов перед обращением в суд или во время него. Лишь так проблемы медиации будут сглаживаться, а время будет работать на неё. И, возможно, когда-нибудь медиация продемонстрирует свой бум в частном бизнесе. А люди станут счастливее, добрее и конструктивнее.   

Если вам понравилась статья, нажмите 1 раз на 5-ю звездочку, с помощью значков соцсетей поделитесь с друзьями, а в комментариях напишите свои соображения.

Нажмите в шапке сайта на значок Telegram и подпишитесь на канал «Анатомия мышления», чтобы всегда быть в курсе при появлении новых статей на этом сайте.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Анатомия мышления
Добавить комментарий