Источник добра

Сильный помогает слабому и олицетворяет собой источник добра Открытия
Женщины добрее мужчин? От кого ждать добра, а кто просто живет по установленным правилам? Истинный источник добра

Подмена понятий

Сегодняшняя тема интересна тем, что позволит логически понять источник добра, откуда оно пошло и чем обусловлено. И, как следствие, осознать истинное добро с соответствующими моралью и нравственностью. 

Сначала определимся, в чем разница между последними. Мораль определяет общественные нормы добра и зла, что хорошо и плохо. А нравственность определяет внутренние, личные критерии человека, определяющие добро и зло.

Таким образом, складывается интересный парадокс. Можно преступить общественную мораль, но остаться при этом высоконравственным человеком. А вот предательство своей нравственности, своих ценностей при ненарушенной общественной морали человека высоконравственным не оставит.

Примером может служить «Закон о самообороне», при котором вполне приличные люди, с точки зрения здравого смысла, могут подвергнуться уголовному преследованию. Итак, с моралью и нравственностью разобрались, вернемся к теме статьи и определим истинный источник добра.  

Основное заблуждение в этом вопросе связано с иллюзией добра, когда происходит подмена понятий относительной безопасности добром. Это вполне понятно. Потому что безопасность – это важный момент в эволюционной биологии, который организм никак не проигнорирует. А, наоборот, наделит его еще большим смыслом. Потому что так надо для выживания.

Поэтому у человека безопасность будет ассоциироваться с добром. Но при этом для логического анализа первопричины явления приведенной ассоциации совершенно недостаточно. Более того, это затрудняет понимание, что есть источник добра и последующих понятий морали и нравственности.

Например, возьмем муравьёв где-нибудь на улице. Не африканских каких-то экзотических, а обычных. Муравьи эти совершенно безобидны для человека, то есть не представляют ему никакой опасности. И он чувствует себя рядом с муравьями в полной безопасности. Что создает иллюзию «добрых» муравьев.

Но эти муравьи «добры» к человеку только из-за своей ограниченности. Для них человек является ужасной и шумной «горой», сотрясающей землю и способной разрушить весь муравейник. И они ничего не могут с этим поделать. Поэтому они занимаются тем, чем и должны заниматься. Своим делом, надеясь на лучшее.

Если бы у них была возможность, они бы выработали и презентовали человеку своё понимание добра, свой свод морали и нравственности. Запрещающий человеку приближаться к муравейнику ближе 200 метров, предписывающий смотреть под ноги при каждом шаге и т.д.

А теперь представьте людей, при взаимодействии между которыми и формируются понятия добра и зла. Читайте цикл статей о том, как человек познал добро и зло и почему эти понятия нельзя рассматривать в отрыве от человека: статья 1, статья 2, статья 3, статья 4.

Источник добра не может быть слабым

Людей можно образно сравнить с муравьями и человеком. То есть одни способны что-то изменить, а другие вынуждены просто подстраиваться. Но люди, даже слабые и беззащитные, в отличие от муравьев, могут влиять на «сильных» людей. «Устанавливая» правила, нормы морали и нравственности. Или напоминая о них.

Вот здесь мы подошли к интересному моменту. Кто, на самом деле, устанавливает все эти правила? Кто истинный источник добра, а кто просто манипулятор, использующий установленные правила для выживания? Чтобы это понять, нужно вновь обратиться к примеру с муравьями.

Разве муравьи смогут диктовать человеку свои правила? Это даже представить невозможно. То есть логически мы пришли к интересному выводу. Лишь только сильный человек может быть источником истинной нравственности. Разумный человек, добровольно принявший решение не трогать муравейник, и представляет собой истинный источник добра.

В жизни людей аналогично. Лишь сильный человек определяет правила. Просто потом слабые этими правилами могут пользоваться для своего выживания, манипулировать сильными и т.д. И создавать иллюзию, что они и есть источник добра. Но это не так.  

В жизни это проявляется всевозможными стереотипами и заблуждениями, когда безопасность ассоциируется с добром. Очень ярко и наглядно эти стереотипы разрушаются, когда забитый и трусливый одноклассник, об которого все вытирали ноги, не вызывает чувства опасности. А потому никак не ассоциируется со злом.

А вот все унижавшие его ровесники, издевавшиеся над ним, в глазах стороннего наблюдателя являются злом. Но вот однажды этот униженный и оскорбленный приносит в школу отцовский дробовик и расстреливает всех обидчиков и кучу невинных людей. И тогда у нас рушится иллюзия, разрушается стереотип, а вот такой «безобидный» мальчик оказывается монстром.

В этой трагедии нет добра. Потому что никто из «сильных» добровольно не «установил» правила. Что вот теперь издеваться над слабым и беззащитным нельзя. Наоборот, все ещё больше садились изгою на голову. Но человек – это не муравей. Он может ответить. И очень жестко. Что и произошло.

Если бы кто-либо из «сильных» одноклассников добровольно установил табу на издевательства, тогда это стало бы истинным проявлением морали и нравственности. То есть источник добра не может быть слабым. Изгой в рассмотренном примере мог бы тысячу раз напоминать всем о добре и справедливости. Но это было бы лишь стремлением к безопасности и, на языке биологии, к выживанию.

Источник добра связан с силой

Истинный источник добра, получается, всегда связан с возможностями, силой, преимуществом, доминированием. Это победитель, великодушно подаривший жизнь поверженному врагу. Это король или царь, принявший решение снизить налоги до приемлемых и адекватных. Если выделить важное обобщающее свойство, это тот, кто всегда имеет выбор между добром и злом, но при этом выбирает добро.

Поэтому распространенные в обществе стереотипы о «доброте» и высокой «нравственности» слабых и зависимых не имеют логического обоснования. В человеческой истории с первобытных времен зачатки морали и нравственности формировались, прежде всего, воинами, охотниками. Готовыми к взаимопомощи и самопожертвованию.

Именно они добровольно делились добычей с женщинами, детьми, стариками. Формируя то, что сегодня мы называем добром, моралью и нравственностью. Сильные люди имели выбор между добром и злом, и они выбирали добро. Слабые люди не имели выбора, они лишь с благодарностью принимали условия сильных людей.

Сегодня фундаментальную мощь данного феномена можно наблюдать у людей, плечом к плечу сражающихся в реальных боевых условиях с врагом. И демонстрирующих своеобразное «боевое братство». Источник добра не может быть слабым и зависимым.

Это простое и логичное обоснование, что есть источник добра. И оно показывает, насколько ошибочным будет считать более добрыми или более моральными тех, кто дает иллюзию безопасности. Потому что у слабых просто нет другого выбора. Они принимают условия сильных. В чем нет истинной нравственности, а есть банальное выживание.

Глобальные негативные последствия в этой теме приводят к заблуждению, что женщины добрее и нравственнее мужчин. Это приводит к неоправданным надеждам и ошибочному приоритету в выборе женщин, например, на руководящие должности.

Между тем, в реальных условиях боевых действий или при беззаконии в смутные времена женщины могут демонстрировать зашкаливающие жестокость и аморальность, превосходящие мужскую. Там, где им это позволено или где они считают, что им это сойдет с рук. Об этом неоднократно свидетельствуют солдаты, участвовавшие в боевых столкновениях.

В обыденной жизни мужчины и женщины совершают преступления, которые раскрывают их возможности. Для мужчин, например, характерны преступления против личности, связанные с насилием. Для женщин – мошенничество, воровство, растрата, присвоение и т.д. Именно то, чего так опасаются борцы с коррупцией.

Исходя из данной статьи, младенец не может быть олицетворением добра. Это заблуждение идеалистов уже рассмотрено в статье 3 о добре и зле (ссылка выше) на примере разбора «научного» исследования. К этому еще стоит добавить, что фактически многие рефлексы новорожденных направлены на захват, удержание и поедание. Что не имеет ничего общего с добром, а связано с банальным выживанием.

Если вам понравилась статья, нажмите 1 раз на 5-ю звездочку, с помощью значков соцсетей поделитесь с друзьями, а в комментариях напишите свои соображения.

Нажмите в шапке сайта на значок Telegram и подпишитесь на канал «Анатомия мышления», чтобы всегда быть в курсе при появлении новых статей на этом сайте.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Анатомия мышления
Добавить комментарий