Фантастика развивает

Рассматривать инопланетные пейзажи полезно, потому что фантастика развивает Открытия
Впервые научно обосновываю, простыми словами объясняю, как, почему и где фантастика развивает не только человека, но и даже целые страны

Почему кто-то не считает, что фантастика развивает

Когда говорят о развитии и о воспитании, всем сразу представляются строгие наставники, заставляющие делать что-то скучное, но правильное. При этом официально нигде вы не найдете информацию, что фантастика развивает.

Это связано с тенденциями в образовании и воспитании, в которых вследствие игнорирования важнейших биологических нюансов допускается много ошибок. Об этом более подробно можно прочесть в статье «Куда отдать ребенка учиться».

Фиксация на трудностях, обусловленная нашей эволюцией (читайте в «Куда отдать ребенка учиться»), здесь также играет свою негативную роль. Многим трудно представить, что что-то легкое и интересное может как-то развивать.

Даже без объяснения с точки зрения эволюционной биологии данный взгляд логически ошибочен. Потому что развивающий потенциал чего-либо обусловлен не трудностями, которые будут развивать лишь упорство, усидчивость и т.д.

С такой «логикой» можно тогда давать ребенку самые трудные задания, например, сделать руками и собрать в домашних условиях настоящий автомобильный двигатель. В надежде, что тогда ребенок станет лучше всех в рисовании или французском языке. 😊))

Алогичность? Да. Также и связывание трудностей с развивающим потенциалом – это алогичность. А фантастика развивает благодаря развитию воображения, важнейшего компонента интеллекта. Этот компонент просто впечатан в основы функционирования нашего мозга. Потому что мы даже видим благодаря работе воображения.

Базовый уровень воображения

Луч света, отраженный от предмета, в человеческом глазе проходит через роговицу и хрусталик, три раза преломляясь. При этом изображение по законам физики три раза переворачивается. В итоге, на сетчатку глаза изображение предмета поступает в перевернутом виде вверх ногами.

Из сетчатки нервные импульсы с информацией об изображении поступают уже в затылочную часть мозга. Но до этого нервные импульсы перемешиваются, проходя через зрительный перекрёст, своеобразный перекрёсток. Левые части изображения от обоих глаз поступают в правое полушарие, а правые части изображения – в левое полушарие.

Вы представляете теперь, какую кашу получает головной мозг? Он каждое мгновение проводит сложную работу по восстановлению нормального изображения и наслаиванию двух изображений от двух глаз.    

Внутри глаза свет преломляется три раза, переворачивая изображение также три раза
Перевернутое изображение на сетчатке глаза

То есть изначально воображение человека включено природой в восприятие и познание мира. Мы фактически видим мир не таким, каков он есть. Мы его воображаем. Чем качественнее работает это воображение, тем более безопасное и полезное наше взаимодействие с окружающим миром.   

Кроме этого, человек активно развивает воображение в детском возрасте при моделировании всего, что можно, в своих играх. О важности такого периода развития также написано в статье «Куда отдать ребенка учиться» (ссылка в начале статьи).

Всё это, можно сказать, базовый уровень воображения, который работает даже у котенка. Он тоже в процессе игр моделирует актуальные для себя маскировку, охоту и нападение. У некоторых людей с окончанием детства и детских игр развитие воображения останавливается. И человек всю жизнь живет с тем уровнем воображения, который получил от природы.

Между тем, без воображения не будет спонтанного или преднамеренного создания образов, идей и представлений, которых не было в личном опыте человека. То есть человеку будут недоступны моделирование и планирование.

Воображение лежит в основе и дивергентного мышления, когда человек может найти сразу несколько путей решения какой-либо проблемы. Вы сами можете протестировать себя на дивергентное мышление, записав на листочке по пунктам, где еще можно применить, например, кирпич, кроме как для строительства. Чем больше, тем лучше.

Развитое воображение делает человека весьма разумным, способным на то, что отличает его животных. Поставить себя на место других? Смоделировать и осознать долгосрочные последствия чего-либо? Найти сразу несколько решений какой-либо проблемы? Человеку без воображения даже представить трудно, что такое возможно.

Чтение полезнее просмотра видео

Фантастика развивает – это как детские игры, но для взрослых. В процессе увлекательного и мотивированного чтения человек активно использует воображение целых два раза, выстраивая свое собственное «видео» в голове:

  1. Работа воображения при чтении, так как важное отличие литературных произведений от любых других текстов – это сюжет.
  2. Активация воображения при представлении фантастических образов, например, звездолетов, инопланетян, других планет и т.д.

Оба пункта одинаково важны. Сюжет при чтении нужно представлять, воображать. Например, в романе человек читает, что «ветки хлестнули главного героя по лицу, но он на последнем издыхании продолжал бежать, в то время как догоняющие огромные разумные пауки размером с бегемота уже показались в лучах заходящего солнца».

В данном случае, читатель, сопереживая герою, может не только представить всю картинку, но даже почувствовать хлесткий удар веток, усталость от длительного бега, недостаток воздуха, страх, отчаяние и т.д. Именно поэтому привитая культура чтения любой литературы (не только фантастики) очень важна для развития человека, его мышления.

Для многих это будет открытием. Да, это, можно сказать, открытие. Потому что полезность чтения литературы традиционно у нас пропагандируется с точки зрения верности, полезности, прогрессивности идей, описываемых в конкретном произведении. Есть такое понятие, как «идея» произведения. Например, что добро побеждает зло и т.д.

Да, это важно и играет свою роль. Но оно менее важно, чем описываемое мной включение и развитие воображения. Иначе, было бы очень полезным многократное в день чтение морального кодекса строителя коммунизма или заповедей Библии. На самом деле, всё не так просто.   

Важность воображения для интеллекта научно обоснована. А вот включение воображения при чтении хоть и очевидно, но особо не афишируется, что порождает заблуждения среди простых людей. Этот аспект, возможно, был задвинут более идеологически «правильной» полезностью чтения из-за высоких нравственных идей произведения и т.д. Не забывайте, что идеология в СССР имела большое значение. 

В странах дальнего зарубежья этот вопрос, возможно, также был заслонен пользой чтения с точки зрения развития высокой нравственности или каких-либо идей. Ведь у них тоже была своя идеология – антисоветская. В любом случае, я просто констатирую факт заблуждения и объясняю его, а почему оно закрепилось – это уже второй вопрос.  

Итак, мы выяснили, что при чтении фантастических произведений воображение включается два раза. При чтении обычной литературы только один раз, так как фантастических элементов нет.

Фантастика развивает высокую нравственность

Сама фантастика не является каким-то гарантированным исключением пропаганды высоких нравственных ценностей, идей и представлений. Наоборот. Высокая вовлеченность читателя в сюжет и его мотивация делают процесс усвоения главной идеи произведения и многих других представлений чрезвычайно эффективным. Превосходящим обычную литературу.

А необычные и нестандартные декорации позволяют поставить главного героя в ситуации, невозможные в обычном произведении. Что дает автору намного больше возможностей донесения своих мыслей, раскрытия сложных моральных проблем. Стоящих как перед отдельной личностью, так и перед всем человечеством.

Возьмем, к примеру, кинофильм режиссера Дэвида Финчера «Чужой» 1992 года. В условиях тотальной опасности, когда человек жаждет позаботиться только о себе и спастись любой ценой, группа людей рискует своим жизнями. Ради всех. Недавние убийцы, воры и насильники, вчерашние моральные уроды, показывают, как неоднозначен человек. Как он может проявить свои ранее неизвестные стороны и возможности в экстремальных ситуациях.

Главная героиня фильма, сыгранная актрисой Сигурни Уивер, в конце добровольно отказывается от жизни и принимает мученическую смерть. Она сознательно падает назад спиной в расплавленный металл ради одной цели – спасти всё человечество от страшной опасности. Которую представляет живучий паразит, таящийся в ее груди. И зритель видит спокойное, но сосредоточенное осунувшееся лицо героини, обращенное вверх в последние мгновения ее жизни…

Видео, вообще, может быть очень красочным и интересным. Картинка уже готовая, человеку ничего воображать не надо. Поэтому в вопросе развивающего потенциала просмотр видео намного уступает чтению.

У людей с хорошо развитым воображением чтение будет вызывать намного больше позитивных эмоций, чем просмотр видео. Потому что воображаемая картинка при чтении не ограничивается техническими возможностями кинокомпаний. И она может разительно отличаться от той, которая на экране. В лучшую сторону отличаться. Теперь вы понимаете, почему некоторые люди утверждают, что читать намного интереснее, чем смотреть.

Таким образом, фантастика развивает человека намного эффективнее обычной литературы:

  1. Включение воображения при чтении
  2. Активация воображения при наличии фантастических элементов
  3. Высокая воспитательная эффективность
Парень заинтересовался звездами и астрономией, потому что фантастика развивает
Парень смотрит на звезды

При этом все эти пункты многократно усилены высокой мотивацией чтения того, что интересно человеку. У обычной литературы нет такой мотивации, и у нее работают только 1 и 3 пункты. Которые ослаблены из-за отсутствия подобного интереса читателя и возможностей автора, вынужденного ограничиваться прозой жизни. 

Фантастика развивает и страны?

Давайте теперь посмотрим, как развита фантастика в странах, и как эти страны развиты. Если фантастика развивает, что я доказал в этой статье, то это должно отражаться и на развитости самой страны.

Под развитостью следует понимать не уровень комфорта, денег, бытовых возможностей и т.д., поскольку это будет субъективным отражением «хотелок» обывателя. А объективную развитость с точки зрения вклада страны в развитие человечества: открытия, уникальные технологии, представления и идеи. 

При этом следует рассматривать массовость фантастики, а не выдающихся отдельных писателей или режиссеров. Какие страны явно отличаются развитостью фантастики? Это США, Россия и Япония. США, думаю, бесспорно занимают первое место в мире по развитости фантастики как в литературе, так и в кинематографе.

Важная роль этой страны в мире также, думаю, будет бесспорной, если убрать идеологические разногласия. Нравится кому-то или нет, но в США, действительно, сконцентрировано много передовых технологий, ученых, идей, представлений. Фантастика развивает население в этой стране, но данный эффект снижается из-за слабости школьного образования и отсутствия культуры чтения у населения. Иначе, США были бы страной сверхлюдей.

Россия может показаться кому-то отсталой страной. Но это большое заблуждение, инициированное отдельными силами больше из-за идеологического противостояния в мире. В прошлом СССР, а ныне Россия дала миру не только космонавтику, развитую атомную энергетику и огромное количество блестящих ученых. Это страна через искусство и литературу дала миру свой взгляд на красоту, жизнь, справедливость, добро и зло.

Фантастика Японии в современном ее виде начала развиваться с 60-х годов прошлого столетия. И за короткий промежуток времени достигла массовой распространенности, выходящей даже за пределы самой Японии. Сегодня всему миру известны японские аниме, манга и токусацу, имеющие много поклонников всех возрастов.

Это соответственно привело к японскому экономическому чуду на небольших островах, не имеющих стратегических запасов полезных ископаемых. Экономическими успехами могут похвастаться многие страны. Но именно Япония показала не просто экономическое чудо. Она дала миру повсеместное использование электроники, компьютеризацию, что привело фактически к новой технической революции человечества.

Таким образом, фантастика развивает и человека, и даже целые страны. И в этом нет ничего сверхъестественного. Учитывая, какую огромную роль она играет в развитии воображения, важнейшего компонента интеллекта.

Если вам понравилась статья, нажмите на 5-ю звездочку, с помощью значков соцсетей поделитесь с друзьями, а в комментариях напишите свои соображения.

Нажмите в шапке сайта на значок Telegram и подпишитесь на канал «Анатомия мышления», чтобы всегда быть в курсе при появлении новых статей на этом сайте.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Анатомия мышления
Добавить комментарий