Скорочтение – миф

Женщина в очках пытается научиться быстро читать, не понимая, что скорочтение - миф Общее
Единственный рабочий способ повысить скорость чтения. Как психолингвистический потолок доказывает, что скорочтение – миф.

Содержание статьи «Скорочтение – миф»:

  1. Скорочтение – миф через призму эффекта модели
  2. Физиология получения зрительной информации
  3. Скорочтение – миф, потому что есть психолингвистический потолок
  4. Скорочтение – миф, если информация не осмысливается
  5. Вычленение ключевых фрагментов
  6. Единственный способ ускорить чтение

Скорочтение – миф через призму эффекта модели

Скорочтение – одна из популярных тем, стоящая в одном ряду с такими мечтами человечества, как скороедение, быстрохождение, полноценный сон за 10 минут и т.д. 😊)) Другими словами, скорочтение – миф.

Главная особенность данной статьи – это логика, опирающаяся на биологию. И поэтому для опровержения заблуждений в данной теме не будет привычных для многих детализированных описаний всевозможных техник скорочтения.

Они могут быть самые разные. И это объясняется неуемной жаждой отдельных лиц в своём подростковом стремлении либо удивить окружающих, либо в меркантильных интересах привлечь больше учеников в школы скорочтения. Когда, на самом деле, скорочтение – миф.

Это как для простой ходьбы «разработать» десятки техник особой ходьбы, якобы улучшающей здоровье, осанку, мышление и т.д. Ходить по этим техникам вы, может, и научитесь, но миллионы простых людей рядом будут ходить легко и привычно. Как обычно.

И не меньше вас будут здоровыми, стройными и т.д. Но больше рациональными. Потому что не выкинут деньги на то, чтобы извратить себе процесс ходьбы. Собственноручно (или ножно) превратив привычные и приятные обыденные вещи в постоянный и при этом бессмысленный стрессовый тренинг.

Данные отступления – это не дань красивому слогу, а важный элемент логического познания с помощью эффекта модели. Который подробно рассмотрен в отдельном материале, посвященном анализу возможных причин экономических апокалипсисов.

Физиология получения зрительной информации

Итак, перейдем более плотно к теме, почему скорочтение – миф. Дело в том, что признание скорочтения логически означает, что человек способен получать зрительную информацию каким-то сверхъестественным или метафизическим способом: телепатически, без глаз, из «общего банка информации», с помощью торсионных полей и т.д. Кстати, насчёт торсионных полей есть отдельная статья.

И проблема не в том, что мы из принципа не признаём такие способы получения информации. Это не принцип, а реальность. Я просто опускаю людей с неба, возомнивших, что они могут усвоить зрительную информацию в обход всех физических стандартов.

А каковы эти стандарты? Согласитесь, чтение – это получение зрительной информации. Это наши глаза и буквы, из которых состоят слова. И вот когда мы читаем, наши глаза скачкообразно фиксируют буквы, слова и группы слов. И время, которое затрачивается на такие фиксации слов, составляет около 0,1 секунды.

После чего мы останавливаемся, чтобы осмыслить полученную информацию. На что уходит примерно 0,3-0,5 секунд. Обратите внимание, это важный момент, который показывает, что при настоящем чтении человек на осмысливание информации затрачивает больше времени, чем на само чтение.

Человек, который только научился читать, будет больше задерживаться на буквах. По мере своего развития и начитанности, он привыкает к словам, группам слов, устойчивым словосочетаниям и выражениям.

То есть чем более человек привычен к вдумчивому чтению, тем быстрее этот процесс у него проходит. И объясняется это просто. Для него отдельные буквы – это уже давно пройденный этап. Начитанный человек читает уже не буквы и даже не отдельные слова, а словосочетания как единицы смысла.

Скорочтение – миф, потому что есть психолингвистический потолок

И на этом всё заканчивается. Потому что словосочетания – это психолингвистический потолок. Так как словосочетания в своём максимуме являются структурной единицей информации. Предложения уже не могут выполнять такую функцию. Так как смысл предложения может меняться группами слов.

А вот словосочетания чаще всего несут в себе один смысл, особенно устойчивые выражения. Поэтому скорочтение – миф. Это эксплуатация человеческой жажды чуда, халявы, сверхспособностей. Которых, на самом деле, нет.

Человек не может ускорить получение зрительной информации. Движения зрачка физиологичны и имеют свои пределы. Ускорение обработки информации мозгом также является иллюзией.

Люди на ровном месте создают себе заблуждения без всякого дефицита времени. Когда есть возможность всё обдумать. Данный сайт и канал о заблуждениях являются наглядным примером. А здесь вы хотите, чтобы читающий человек мгновенно всё усваивал. Точнее, мечтаете. А мечтать не вредно.

На чём же тогда основаны всевозможные техники скорочтения? Это чаще искусственные приёмы, не имеющие ничего общего с научно обоснованными методами. Это просто кто-то придумал в процессе разработки программы обучения скорочтению в своей школе. Поэтому скорочтение – миф.

И все существующие техники скорочтения ведут либо к снижению времени на осмысливание информации, либо к избирательному чтению. То есть вычитыванию лишь отдельных фрагментов текста, которые, по мнению читающего, являются ключевыми, а всё остальное, получается, якобы «вода».

Оба подхода бессмысленны и фактически вводят людей в заблуждение. Потому что при таких техниках никакого нормального чтения нет. Другими словами, страдает конечный результат – усвоение информации.

Скорочтение – миф, если информация не осмысливается

Снижение времени чтения за счёт осмысливания информации говорит само за себя. Какая цель такого чтения? Чтобы поразить окружающих? Дайте такому феномену прочесть какой-нибудь важный банковский договор по ипотеке с подводными камнями. Обычные люди могут пропустить опасные моменты, а при скорочтении – тем более.

В начале статьи я не просто так привёл в пример скороедение. Это шутка, но она вправляет мозги. Кто хочет съесть обед за 1 минуту? Никто. Потому что люди во время обеда не ставят себе цель употребить продукты как можно скорее. Так как они получают удовольствие от процесса. 

Также представьте себе книголюба, увлечённо читающего художественную литературу. Он получает удовольствие от чтения, для чего ему нужно обязательно осмысливать информацию и представлять её в своём воображении.

И он также не ставит себе цель пролистать книгу за 10 минут. Он будет её вдумчиво читать, смакуя сцены и сопереживая героям. Потому что настоящее чтение предполагает обязательность осмысливания информации, а не механическую пробежку взглядом по напечатанному тексту. И скорочтение – миф.

Кстати, включение воображения в процессе чтения является важнейшим моментом, определяющим большую полезность чтения, чем просмотр видеофильмов. Об этом подробнее читайте в отдельном материале о развивающей роли фантастической литературы.

Вычленение ключевых фрагментов

Вычленение ключевых фрагментов текста является обманом себя и всех. Пример с банковским договором универсален. Пусть «умники» не читают, а просматривают важные документы. Это их выбор. Но вводить в заблуждение людей нехорошо. Скорочтение – миф.

Словосочетания, как указывалось выше, – это психолингвистический потолок, единица информации. Игнорирование этого демонстрирует проблемы логического мышления тех, кто полагает, что его «гениальность» позволяет заранее знать, где ключевые фрагменты текста, а где – второстепенная информация.

Какие-либо примеры из жизни и всевозможные рекорды скорочтения объясняются отсутствием достоверных и научно обоснованных подходов. Другими словами, это часто грубая фальсификация или лукавое искажение информации. В том числе и исторической.

Тем более, если учесть сложность определения усвоения информации. Это как похвастаться механически запомненной информацией. Но что это, для чего это – нет никакого понимания. Поэтому скорочтение – миф.

Единственный способ ускорить чтение

Есть лишь единственный способ ускорить чтение. Основанный на психолингвистике. Он банальный, но других методов нет. Это образование, обучение в каждой конкретной сфере. Чем больше инженер будет осваивать свою специальность, тем проще ему будут даваться тексты на инженерную тематику.

Тем быстрее он их будет читать. Так как структурными единицами информации постепенно станут выступать больше не слова, а словосочетания. Но при изучении инженером, например, медицинских текстов его скорость чтения упадёт до уровня дилетанта.

Аналогично во всех сферах. Скорочтение – миф. Реальность такова, что чудес не бывает. Обычный человек читает со скоростью примерно 300 слов в минуту. И научные исследования показывают, что максимальная человеческая скорость чтения с пониманием 75 % прочитанного – это никак не десятки тысяч, а всего 600 слов в минуту.

Ссылка по теме:

Скорочтение – Брайан Данниг

Если вам понравилась статья, нажмите 1 раз на 5-ю звездочку, с помощью значков соцсетей поделитесь с друзьями, а в комментариях напишите свои соображения.

Нажмите в шапке сайта на значок Telegram и подпишитесь на канал «Анатомия мышления», чтобы всегда быть в курсе при появлении новых статей на этом сайте.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Анатомия мышления
Добавить комментарий